Возврат на главную страницу "Вести с уроков риторики"

домой новости лицея компьютерная страна архив e-mail (почта)
Содержание курса 
курс 10 класса
курс 11 класса
НИТ+риторика
обучающие программы
электронные словари
методическое пособие
Сегодня на уроке 
10 класс
11 класс
Выполняя упражнения 
10 класс
11 класс
Проверь себя 
тесты для 10 класса
тесты для 11 класса
Выпускники СамЛИТА о... 
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
2000 год
1999 год
1998 год и ранее

Самарский сайт-финалист 2001 года.

СамЛИТ CopyRight

 

Обучающая программа по риторике "РЕЧЕВЫЕ ОШИБКИ. Дидактическая игра и тестирование по теме". 

 

Программу в среде DELPHI выполнил учащийся 11 классса СамЛИТ Беляков Артем.
Научный руководитель Курова Наталия Николаевна.
1999 год.

После того, как постигнуты все три основных античных канона риторики - инвенция, диспозиция, элокуция - следует обратить особое внимание на редактирование созданных речей. И здесь особенно остро встает вопрос о способности ученика "услышать" свою речь задолго до момента ее произнесения, увидеть, распознать, устранить замеченные ошибки. Как показывает практика, помещенного в §132 "Как сделать свою речь правильной" учебника А.К. Михальской "Основы риторики. Мысль и слово", явно недостаточно для формирования прочных и глубоких знаний, умений и навыков по данной теме; поэтому мы даем дополнительный материал с подробной классификацией речевых ошибок. Это, на наш взгляд, поможет каждому ученику при подготовке собственной речи и восприятии речи окружающих его людей руководствоваться четко осознаваемыми языковыми нормами, а не интуитивным ощущением, типа "что тут не то". Уложить полный расклад речевых и грамматических ошибок в сознание старшеклассников-"технарей", многие из которых, закончив в 9 классе изучение русского языка, напрочь забыли необходимые для рассматриваемой классификации сведения. Как выйти из создавшейся ситуации, не имея временного запаса, отработать на уроках нужную схему, довести до автоматизма опознание речевых и грамматических ошибок? Мы решили в очередной раз прибегнуть к помощи информационных технологий. Найти нужный подход нам "подсказала" такая примитивная, на первый взгляд, всем известная компьютерная игра, как тетрис. В программе "Речевые ошибки" мы смоделировали эту компьютерную игру для реализации такой дидактической цели, как формирование навыков первичной классификации речевых ошибок.
Зарегистрировавшись, учащийся выбирает в главном меню "Тетрис", в новом окне - "Начать игру". Задача игрока - распределить беспорядочно падающие сверху блоки-разновидности ошибок (синтаксическая, семантическая, словообразовательная, стилистическая, морфологическая, в построении текста) на двух платформах: грамматические ошибки и речевые ошибки. При правильном распределении шансы игрока продлить время игры и занять главное место на Олимпе победителей возрастают: три правильно выстроенных подряд блока исчезают. Если же игрок не в состоянии быстро сориентироваться и определить падающий блок в нужное место, то неопознанная ошибка пополняет число блоков в пограничном столбе (расположен в центре окна, между двумя платформами), тем самым увеличивая его стремительный рост и уменьшая шансы нерадивого ученика достойно завершить игру, поскольку как только хотя бы один из блоков достигнет верхнего края окна игра заканчивается и на экране появляется обидное "Увы, вы проиграли". Приходится начинать все с начала, доводя до автоматизма необходимое умение.
Освоив первичную классификацию ошибок, учащийся переходит к следующему этапу игры, которая имитирует расклад карточного пасьянса. Чтобы разложить такой пасьянс, ученику уже недостаточно знания первичной классификации ошибок, необходимо детальное представление о каждой разновидности. На картах, собранных в колоде, находящейся в левом верхнем углу игрового пространства, дается наименование ошибки, например "Тавтология" или "Нарушение видовременной соотнесенности глагольных форм". Ученик должен опознать ее, отнеся к той или иной стопке-разновидности речевых (семантической, стилистической, ошибке в построении текста) или грамматических (словообразовательной, морфологической, синтаксической) ошибок. Выбирая одну стопку из шести, учащийся одновременно повторяет уже отработанные при игре в тетрис знания, только уже на более глубоком уровне.
После того, как в процессе дидактических игр, усвоена полностью классификация речевых и грамматических ошибок, в этой же программе учащемуся предлагается пройти тестирование, целью которого является уже классификация самих встречающихся в текстах/речи ошибок, например, определить разновидность предъявленной ошибки: "Прогресс науки движется вперед".